Главная » Великие фотографы » Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

«Реальность, которую мы видим, бесконечна, но лишь ее избранные, значимые, решающие моменты, которые нас чем-то поразили, остаются в нашей памяти. Из всех средств изображения только фотография может зафиксировать такой точный момент, мы играем с вещами, которые исчезают, и когда они исчезли, невозможно заставить их вернуться вновь»
Анри Картье-Брессон



Для многих поколений фотографов и фотолюбителей имя Анри Картье-Брессона стало нарицательным. Оно всегда будет ассоциироваться с великолепием авторского таланта, магически идеальной композицией, и, конечно же, очаровательностью мгновения.
Картье-Брессон сделал для фотографии то же, что для живописи Паоло Учелло – создал новую, свободную, неклассическую, мимолетную композицию, которая для будущего развития фотографии стала эталоном.

Автор решающего момента, Брессон умел прочувствовать ситуацию и уловить в ней самое ключевое и рациональное положение вещей.… Не расставаясь со своей любимой Лейкой, он стал символом этой легендарной марки…

Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

Матерью Анри была Марта Ле Вердьер , а отцом Андре Картье-Брессон. Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити. Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье поступили учениками к Брессону и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Бизнес процветал, и имя «Картье-Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.
Юного Брессона назвали Анри в память о дедушке с отцовской стороны, и он был старшим из пяти детей.

С юности Анри начал интересоваться живописью. Дядя его был художником, и с раннего возраста ввел Анри в удивительный мир искусства. Позднее,после смерти дяди, Брессон учиться в мастерской художника Анри Лота. Его будущая фотографическая манера во многом обязана увлечению Анри графикой и живописью. Именно произведения великих мастеров выточили у Анри то уникальное чувство композиции и ритма, которым он покорит мир в будущем…

В 1930 году, после начала обучения живописи и графики, Анри отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решает посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Андре Кертесом и Эженом Атже, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи в 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики. Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно написал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел свой первый фотоаппарат фирмы Лейка, новинку тогдашнего рынка, так называемую «35-миллиметровую фотокамеру», легкую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.

«Я надеюсь, что мы никогда не будем жить в мире, где торговцы будут продавать видоискатели с выгравированными на них композиционными схемами»

Методы работы и творческие способности великого фотографа стали известны во всем мире. Картье-Брессон был «человеком-невидимкой», он никогда не привлекал всеобщего внимания при работе со своей миниатюрной камерой, обклеивая блестящие ее части черной клейкой лентой…Брессон тонко чувствовал ситуацию, досконально изучал свой обьект сьемки и мастерски вылавливал тот «решающий момент»( его собственный термин), который по мнению автора был концептуально самый главный. У него это прекрасно получалось, и он редко ошибался. Его самые известные кадры давно стали классикой и олицетворением эпохи. Он всегда делал законченный снимок в момент съемки: он никогда не изменял, не кадрировал сделанную фотографию…

В 1954-м музей Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и фотографом был Картье-Брессон. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.
Картье-Брессон был фотографом известнейших творческих личностей своего времени. Среди них художники Анри Матисс, Пабло Пикассо и Хоан Миро, писатели Альбер Камю, Уильям Фолкнер и Трумэн Капоте… Перед его камерой открывались Коко Шанель и Мэрелин Монро, Луи Арагон и Андрэ Бретон…

В 2003 году Хайнц Бютлер снял документальный фильм о великом мастере светописи.

Творчество Картье-Брессона уникально. Никто до сих пор не смог повторить его чудесной творческой манеры, хоть многие и пытались. Его работы мировые по значимости, и как выражался сам Брессон, «принадлежат всей мировой общественности». Фотографичсекое наследие маэстро осталось на наше любование во многих музеях мира и частных коллекциях. И всегда, когда фотограф делает решающий знаковый кадр, на его плечо садиться маленький ангел таланта мастера Анри…

x

Check Also

Пять составляющих успешного фотографа

Часть фотографов, заигрывают с идеей – стать профессионалом, другие просто хотят делать лучшие фотоснимки в ...

Хотите продуманные и красивые фото? Тогда вам к нам!

Очень часто случается так, что мы живем и даже не догадываемся о том, что можем ...